Российский логистический рынок в режиме ожидания

15.10.2014 Новости

Российский логистический рынок в режиме ожидания

14 октября 2014 года в Москве в центральном офисе «Интерфакса» состоялось заседание круглого стола «Российский логистический рынок в условиях новых экономических реалий». Представители лидирующих организаций обменялись своими мнениями о сложившейся в отрасли ситуации. Эксперты пришли к единому мнению, что отечественная складская логистика находится в режиме ожидания.

Полина Винокурова, директор по маркетингу компании «Молком», сообщила о том, что продолжается активный рост нескольких крупных логистических провайдеров. Этот факт подтверждается строительством крупных складов и рядом сделок по их аренде. По ее словам, уже есть люди, ощутившие на себе влияние экономической рецессии — увеличивается доля пустых складских помещений (преимущественно на юго-востоке и севере Московского региона), за последние девять месяцев их количество увеличилось с 2-3 % до 4-5 %. Из полутора миллионов квадратных метров площадей складов класса «А», заявленных к вводу, к концу года по прогнозам аналитиков будет сдано лишь около одного миллиона квадратных метров. На данный момент введено в эксплуатацию 850 тысяч квадратных метров складских помещений.

Еленой Печниковой, директором по развитию бизнеса Itella в России, рынок складской логистики был оценен через призму отраслей, относящихся к деятельности клиентов их компании, интересующихся складскими помещениями класса «А». Например, в сегментах автозапчастей, DIY и фармацевтики никаких изменений, связанных с замедлением импорта, пока не происходит. Не наблюдается значительного спада и в секторах, связанных с бытовой электроникой, но здесь появляются некоторые тревожные сигналы: уменьшается «трафик» в магазинах, падает средний чек. В сегменте fashion, несмотря на высокую востребованность услуг e-commerce, не все планируемые к запуску магазины были открыты. На самой отрасли кризис сказывается.

По мнению экспертов, обслуживание интернет-магазинов и ритейл являются главными драйверами логистического рынка. Развитие данной отрасли по этой причине будет зависеть от ряда факторов, один из которых — динамика показателей розничной торговли.

Полина Винокурова отметила, что, несмотря на рост курса евро, и доллара и появление на рынке нескольких крупных логистических комплексов, девелоперы продолжают удерживать арендные ставки на уровне начала текущего года — в районе 110-130 американских долларов за квадратный метр в зависимости от сферы бизнеса. Елена Печникова считает, что в дальнейшем ожидается снижение стоимости.

Общее пожелание всех складских операторов — переход на рубли в расчетах. Полина Винокурова поделилась информацией, что нескольким логистическим фирмам удалось подписать договоры в рублях с новыми арендаторами, но условия таких отношений оказались намного жестче валютных (объем гарантированных платежей, процент индексации и пр.). В итоге экспертами было отмечено, что ситуация на рынке далека от драматичной. Основные игроки замерли в ожидании дальнейших событий в экономической и политической сферах. Елена Печникова подчеркнула, что мы наблюдаем тенденцию некоторого снижения рыночных объемов, но заполненность складов к концу года обещает оставаться на неплохом уровне.

По итогам обсуждения ситуации в области эспресс-доставки участники круглого стола согласились, что тон в отрасли продолжает задавать e-commerce. Интернет-торговля по-прежнему остается основным драйвером данного рынка. Коммерческий директор DPD в России и СНГ Леонид Зондберг отметил, что, хотя в настоящий момент темпы роста в сегменте российской электронной коммерции снизились с 25-30 % до 12-15 %, прогнозы достаточно оптимистичны.

Стремительно растет количество B2C-клиентов в портфелях операторов, что дает им стимул расширять спектр оказываемых ими услуг. Новых знаний и компетенции требует работа на рынке электронной коммерции, в лексикон вошли новые понятия: «наложенный платеж», «частичная доставка», «примерка», «возврат». Леонид Гольдорт, гендиректор компании СДЭК, подчеркнул, что в данной области уделяется большое внимание повышению профессионализма и грамотности курьеров, их учат обращаться с оснащенными специализированными программами современными устройствами.

Леонид Зондберг сравнил российский и европейский рынки и сделал вывод, что в отечественном заложен хороший потенциал для роста. В стране почти не существует логистики возвратов, которая у европейских операторов экспресс-доставки обеспечивает до 50 % выручки. Возврат может быть осуществлен только через почту России, что создает сложности конечному потребителю. Спикер добавил также, что от европейского российский рынок отличается организацией доставки продукции «по последней миле». В Германии, например, курьер за сутки успевает развозить заказы по 100 адресам, у нас же хорошим показателем является 25 точек. Этот момент обусловлен тем, что, в отличие от европейского, российский сотрудник дожидается окончания примерки, осуществляет прием наложенного платежа и оформление возврата.

Эксперты пришли к единому мнению, что в настоящее время особую важность представляет ценовая политика экспресс-операторов, особенно на региональных рынках. В связи с этим Леонид Зондберг заявил, что наиболее эффективным инструментом являются индустриальные решения и спецпредложения для наиболее чувствительных к стоимости экспресс-перевозок местных компаний.

Леонид Гольдорт считает необходимым расширение присутствия в регионах экспресс-операторов. Он рассказал о франчайзинговой модели, помогающей решить эту задачу, и подчеркнул, что широта географии присутствия экспресс-операторов и низкая стоимость доставки являются сегодня главными потребностями e-commerce. Он сообщил также, что, опираясь на свой опыт, считает, что франчайзинговая модель при достижении этих целей может стать наиболее эффективным инструментом.

Франчайзи, благодаря предоставляемым им возможностям, напрямую заинтересованы в развитии бизнеса. Несмотря на существование некоторых рисков, среди которых — вероятность потери управляемости, в текущей экономической ситуации данная модель успешно используется. Леонид Гольдорт также отметил, что доля франчайзи на данный момент составляет 23 %, за три ближайших года ожидается ее увеличение до 50 %.

Георгий Властопуло, гендиректор компании «Оптимальная логистика», рассказал о сложившейся ситуации в области таможенного оформления грузов. По его словам, по запросу в поисковых системах одних только таможенных брокеров насчитывается порядка 10 000, в то время, как только лишь около 600 организаций числятся в списках Единого реестра таможенных представителей ФТС, сотрудники которых обладают должной профессиональной и юридической подготовкой для оказания качественных услуг по таможенному оформлению. Эксперт заключил, что обе стороны процесса находятся в примерно одинаковых жестких реалиях рынка, поэтому понимание совместных сложностей, правильная оценка рисков и выстраивание паритетных отношений будут способствовать формированию некоего плацдарма для начала процедуры оздоровления отрасли.


© 2008 - 2017
«WAYCARGO»
«Вэй карго»

Время работы - с 10:00 до 19:00
+7 (499) 899-61-88
info@waycargo.ru

Адрес: Москва, Волгоградский проспект, д. 26
Метро — Волгоградский проспект
Контакты и схема проезда