Привлечение внебюджетных средств для Росграницы

19.01.2012 Новости

Привлечение внебюджетных средств для Росграницы

С каждым годом на границе Российской Федерации пассажиро- и грузопоток только увеличивается. На сегодняшний день он достиг 17 млн. единиц транспорта и 110 млн. человек. По этой причине государство увеличивает суммы, которые направлены на строительство, реконструкцию и оснащение новых и действующих пунктов пропуска. Если в 2009 году сумма достигала почти 4 млрд. рублей, то в 2011-м году она увеличилась и составила более 11 млрд. рублей. Стоит заметить, что скопления множества автомобилей на подъезде к границе страны избежать все же не удалось. Подчас это несколько десятков, а то и сотен автомобилей.

По причине таких длительных пробок участники ВЭД вынуждены терпеть немалые потери. В рамках решения этого наболевшего вопроса, на государственном уровне было принято решение о привлечении внебюджетных средств. Федеральная специальная программа «Государственная граница РФ (с 2012 по 2020 годы)» была утверждена на правительственном уровне в конце 2011 года. Она предусматривает возможности участия частных инвесторов в строительстве, реконструкции и оснащении мест пропуска, безвозмездную передачу собственных помещений для работы контрольных служб. В рамках этой концепции во вторую часть 12 статьи Закона РФ «О Государственной границе Российской Федерации» внесли изменения. Стоит отметить, что ранее законом уже закреплялась практика таких капиталовложений из внебюджетных источников. Например, таким образом был построен Морской фасад города Санкт-Петербурга и терминал А аэропорта Шереметьево (город Москва).

Евгений Судаков, являющийся советником президента Ассоциации российских экспедиторов и членом общественного совета при Росгранице, считает, что такая форма привлечения частных инвесторов является прогрессивной в вопросах обустройства границы. Он отметил, что ранее это была закрытая сфера, хотя бизнесом она всегда только приветствовалась. По его словам, для строительства пунктов пропуска необходимы значительные инвестиции, по этой причине могут быть заинтересованы крупные игроки на рынке. Тем не менее, Евгений Судаков не исключил заинтересованность мелких и средних предпринимателей подобными предложениями государства. По его мнению, можно было бы объединять ресурсы, брать кредиты или участвовать в тендере, рассчитывая на собственные средства. Все будет зависеть только от тех правил, которые предложит Росграница, и от того, будут ли проведены открытые тендеры.

На первый взгляд не очевидно, какой смысл несет участие частного сектора в таком партнерстве с государством. Ведь по нынешним правилам, построенные на собственные средства пункты пропуска или их сегменты инвестор должен передавать государству безвозмездно. Но все же, некоторый резон имеется.

Рассмотрим ситуацию на примере морского порта. Конечно, он заинтересован в том, чтобы перевалка грузов была увеличена, а это невозможно без пункта пропуска. Даже если его строительство было предусмотрено ФЦП, этот процесс строительства и организации такого пункта может быть длительным. Громоздкие процедуры согласования, доведение лимита, необходимость размещать госзаказ на проектирование, строительство, монтаж, оснащение техникой и т.д. тормозят бюджетные инвестиции. От портовика скорость и содержание этих процессов не зависят. Теперь, благодаря нововведениям, при желании портовик имеет возможность построить такой пункт пропуска самостоятельно с единственным условием соответствия установленным требованиям и последующей передачи его на баланс Росграницы. В этом случае портовик получает двойную выгоду. Во-первых, увеличивается грузооборот, которые позже окупит затраченные средства. Во-вторых, государство поощрит такую инициативу освобождением от НДС. Ведь соответствующие поправки в Налоговый кодекс уже внесены.

Налоговые послабления действуют также в случае с аэропортами, которые могут передавать часть собственных помещений в отстроенных зданиях для работы контрольных служб государства. Это, правда, возможно в случае соблюдения соответствия требованиям Росграницы.

Алексей Каневский, председатель комитета экономики «ОПОРЫ России, поделился своим мнением по поводу возможности участия в проекте более мелких инвесторов. Он считает, что об участии малого бизнеса речь практически не идет, так как слишком велик для них объем капиталовложений. А вот интерес среднего бизнеса он не исключал, но, опираясь на опыт, сказал, что тот, скорее всего, будет отстранен от тендеров. Ведь по результатам тендеров, проведенных в Москве, выигрывали всегда крупные сетевые компании.

Все же не стоит забывать, что основная задача государства – дать возможность пересекать границу быстро и необременительно. А ведь это зависит не только от обустройства погранпереходов и количества новых комфортных зданий, построенных частным бизнесом. Вопрос могут решить лишь новые технологии, использование которых в работе таможни существенно сократит время на все контрольные процедуры. Это единственный выход, который поможет автотранспорту от легковушки до грузовика сократить время пребывания на погранпереходе.

По этому поводу очень метко выразился глава администрации президента Российской Федерации Сергей Иванов, выступая на заседании коллегии Росграницы. Он считает, что современная граница должна походить на фильтр, свободно пропускающий воду, но задерживающий вредные микрочастицы.

То, что подобные фильтры уже существуют, доказывает мировой опыт. Например, автоматизированная система пропуска в Гонконге дает невиданный в нашей стране результат: восемь секунд на пропуск одного грузовика и три секунды – для пропуска человека. Специальные рамки считывают и фиксируют тип и номер транспортного средства. Эта информация вносится в программу и сверяется с базами данных. Автомобиль заезжает на весовое оборудование, которое передаст в систему еще одни показатели. Водителю даже не требуется выходить из кабины. Он только протягивает документы, прикладывая их к сканирующему устройству. Эти данные сохраняются в базах контролирующих органов. Если система не обнаружила угрозы, она автоматически пропускает транспортное средство, принимая решение самостоятельно. Такая полная автоматизация процесса исключает личное общение с инспектором, а значит и коррупцию.

Теперь очевидно, что без такого современного высокотехнологичного оборудования российский бизнес продолжит нести потери, связанные с вынужденными простоями на границе. Оснащение пунктов пропуска должно преследовать две цели: исключение угрозы (терроризма, незаконной миграции или контрабанды) и создание оптимальных условий для основного трафика. Потери, которые уже сегодня терпит бизнес – внушительны. Например, российский международный автомобильный перевозчик оценивает их в 5,5 млрд. рублей в год.

Евгений Судаков считает, что заинтересованность в более быстром пропуске через границу присуща всем участникам ВЭД. Ведь из-за вынужденных простоев их оборот терпит значительные потери. Он считает, что Росграница нуждается в расширении полномочий, чтобы внедрение инновационных технологий происходило интенсивнее. Речь идет о действиях всех ведомств, которые осуществляют контрольные процедуры, включая ФТС и пограничную службу. Он видит необходимость их работы в тандеме, считая, что это положительно повлияет на темпы работ.

Пока что о таких изменениях говорить рано. Они идут крайне медленно. Принцип «одного окна», согласно которому бизнес должен иметь дело только с таможенниками и пограничниками, исключил бы работу с другими контрольными службами. Однако, это пока пробный проект. Уже не первый год ведется работа над созданием Межведомственной интегрированной автоматизированной информационной системы (МИАИС). Сергей Иванов признает, что только МИАИС даст возможность управлять грузо- и пассажиропотоками в течение реального времени.

Кроме того, государство имеет твердое намерение работать над специализацией некоторых пунктов пропуска. На разных границах могут быть учтены наиболее востребованные грузо- и пассажиропотоки. Запланировали и высокотехнологическое оснащение. Речь идет и о весовом оборудовании, и о видеорегистрации номера, считывании паспорта.

По оценкам специалистов даже пятиминутное ускорение в оформлении грузов увеличило бы пропускную способность пункта на 25%. И хоть эксперты уверены в том, что даже частичная модернизация помогла бы существенно улучшить ситуацию, рассчитывать на это пока, к сожалению, не приходится.

 

Обращаем Ваше внимание:
международные перевозки грузов,
таможенные услуги,
грузоперевозки сборных грузов от компании Way Cargo.


© 2008 - 2017
«WAYCARGO»
«Вэй карго»

Время работы - с 10:00 до 19:00
+7 (499) 899-61-88
info@waycargo.ru

Адрес: Москва, Волгоградский проспект, д. 26
Метро — Волгоградский проспект
Контакты и схема проезда