Как бороться с корректировкой таможенной стоимости?

19.08.2009 Новости

Как бороться с корректировкой таможенной стоимости?

Бизнес-сообщество бьет тревогу. «Пожар» в планах Федеральной таможенной службы (ФТС) по наполнению бюджета привел к тому, что таможенные органы начали корректировать таможенную стоимость (КТС). Тема корректировки всегда была острой и для участников ВЭД, и для таможни, однако в нынешней ситуации, когда товаров в страну поступает все меньше, любые таможенные «ограничения» воспринимаются рынком в штыки

Во время подведения полугодовых итогов работы Северо-Западного таможенного управления первый заместитель начальника СЗТУ Юрий Лямкин назвал таможенную стоимость одним из резервов, с помощью которого можно будет достигнуть планового показателя по сборам. В качестве резерва «таможенная стоимость» просуществовала не долго. На прошлой неделе комиссия ФТС приступила к активным работам на Балтийской и Санкт-Петербургской таможнях. Повышенный таможенный контроль, связанный с дополнительной проверкой таможенной стоимости, уже дал результаты – негативные. На Северо-Западе зафиксированы случаи, когда грузополучатель вынужден был отказываться от товара и отправлять его обратно, поскольку ввозить продукцию по новым правилам оказалось бы делом убыточным.

«В последнее время и Санкт-Петербургская, и Балтийская таможни активно корректируют таможенную стоимость, в том числе и целыми массивами деклараций, например, за погода, год», — рассказал SeaNews один из участников рынка – Во многих случаях такие корректировки необоснованны. Кроме необходимости «добора» средств в бюджет никаких причин в голову не приходит, когда корректируют таможенную стоимость по прямым контрактам с производителем, с многолетней историей».

В то же время, как отмечает генеральный директор ГК «САННА» Сергей Шкарупа, корректировка таможенной стоимости была введена еще до кризиса, а ее основное направление – увеличение таможенных сборов, приведение их к реальности и борьба с серым таможенным оформлением.

«В свое время в системе было создано специальное подразделение, которое занималось профилями рисков, изучало реальные цены на импортные товары, давало рекомендации постам для КТС, для контролирующих и проверяющих служб, изучало случаи использования прикрытия одних товаров другими и т.д., — рассказал С.Шкарупа. – Сейчас это практически заброшено, и таможня продолжает работать либо по старым данным, либо по новым, взятым с потолка. В любом случае КТС сегодня не учитывает кризисную ситуацию с ценами на рынке. Участники ВЭД уже предоставляют реальные контракты и экспортные декларации изготовителей, а таможне все нипочем».

Руководитель практики внешнеторгового регулирования DLA Piper Вильгельмина Шавшина также замечает, что КТС является для таможни традиционным инструментом. «Корректировка таможенной стоимости всегда имела место в практике таможенных органов. Это действенный механизм пополнения федерального бюджета. В последнее время таможня действительно активизировала свою деятельность в части применения системы контроля и управления рисками и, в частности, при проверке заявленной таможенной стоимости в ходе проведения таможенного контроля при таможенном оформлении. Безусловно, это связано с общей экономической ситуацией», — подтвердила SeaNews В.Шавшина.

В DLA Piper поясняют, что методология таможенных органов применения системы контроля и управления рисками исходит, во-первых, из цен, предоставляемых производителями, во-вторых, из информации, предоставляемой в рамках заключенных с иностранными таможенными органами соглашений (п.5 ст. 358 ТК) из стоимости аналогичного товара, указанной в экспортной декларации, в-третьих, базируется на так называемой внутренней ценовой информации. Есть еще «в-четвертых», «в-пятых» и т.д.

В итоге формируются в виде документов для служебного сведения индикативные цены, не ниже которых происходит таможенное оформление товара и, соответственно, исчисление и уплата таможенных платежей. При этом в документе всегда отражены меры по минимизации риска. То есть, какие действия необходимо предпринять, чтобы гипотетически стоимость была принята таможней ниже индикативной (или из базы мониторинг-анализ). В силу этих мер таможня испрашивает у декларанта (импортера) товаров дополнительные документы, на основании которых доказывается правомерность заявленной стоимости. Если таможня сочтет эти сведения достоверными и достаточными, то таможенная стоимость может быть принята без корректировки. Также декларант может требовать условный выпуск товара и предоставлять запрошенные таможней документы и сведения позже. По факту их рассмотрения таможня принимает окончательное решение о таможенной стоимости и, соответственно, выпускает по заявленной стоимости или стоимость корректирует, и сумма, внесенная в обеспечение уплаты таможенных платежей, обращается в таможенные платежи.

По словам С.Шкарупы, таможенные органы, устанавливая таможенную стоимость груза, руководствуются несколькими ориентирами: 1) указание проходной цены «сверху» (ценовой диапазон на все товары спускается из ФТС); 2) рыночные цены, которые берутся из интернета (при этом за основу берутся цены реализации, а не цены производителя); 3) заградительные цены, превышающие цены п.1 и п.2, т.е. цена «от фонаря», чтобы установить заградительный барьер для участника ВЭД и не дать ему работать на своем посту (применяется, если товар привлекателен для проверяющих и контролирующих органов, чтобы не навлечь лишние проблемы на пост и на себя, или чтобы получить «вознаграждение» за якобы имеющийся риск, или чтобы не перегружать таможенников поста, если, например, с участника ВЭД ничего не получить); 4) экспортная таможенная декларация отправителя (по сути, именно она должна быть определяющей, но пока она стоит на последнем месте).

Как рассказала SeaNews эксперт по правовым вопросам Региональной ассоциации таможенных брокеров «Северо-Запад» Анастасия Чурсина, большинство необоснованных решений впоследствии отменяются в суде. «Таможенные органы делают ставку на то, что не все будут обжаловать, поскольку в ряде случаев услуги адвоката встанут дороже, а также и на то, что начисленные в ходе корректировки дополнительные суммы сначала уплачиваются декларантом, а потом, после вступления решения суда в законную силу, возвращаются. Таким образом, таможня беспроцентно кредитуется у бизнеса в среднем на год по каждой проведенной корректировке».

По словам А.Чурсиной, в настоящее время ряд крупных компаний-импортеров и таможенных брокеров создают собственные юридические отделы для незамедлительного реагирования на подобные действия таможенных органов.

Как рассказала SeaNews эксперт по правовым вопросам Северо-Западного филиала Российской Ассоциации таможенных брокеров Анастасия Чурсина, большинство необоснованных решений впоследствии отменяются в суде. «Но таможенные органы делают ставку на то, что не все будут обжаловать, поскольку в ряде случаев услуги адвоката встанут дороже, а также и на то, что начисленные в ходе корректировки дополнительные суммы сначала уплачиваются декларантом, а потом, после вступления решения суда в законную силу, возвращаются. Таким образом, таможня беспроцентно кредитуется у бизнеса в среднем на год по каждой проведенной корректировке».

По словам А.Чурсиной, в настоящее время ряд крупных компаний-импортеров и таможенных брокеров специально создали собственные юридические отделы для незамедлительного реагирования на подобные действия таможенных органов.

В.Шавшина указывает, что бороться с корректировкой таможенной стоимости возможно на нескольких этапах. Во-первых, на этапе таможенного оформления товара, доказывая правомерность заявленной таможенной стоимости, в частности, предоставляя ценовую информацию от производителя, экспортные декларации, информацию независимых экспертных оценок по идентичным или аналогичным товарам, документы, свидетельствующие об оплате товара поставщику.

Во-вторых, после выпуска товара. В административном порядке – подавая заявление о возврате излишне уплаченных платежей в таможенный орган, который проводил оформление, или оспаривая действия таможни по корректировке таможенной стоимости в вышестоящем таможенном органе. В судебном порядке – оспаривая отказ в возврате излишне уплаченных платежей таможенным органом или оспаривая действия таможни по корректировке таможенной стоимости.

В-третьих, можно попытаться добиться изменения профиля риска и контрольных цен на товары на уровне ФТС. Однако реально бороться с корректировками стоимости, по мнению большинства участников рынка, зачастую оказывается невозможно.

«Всегда приходится договариваться или идти в суд. Для брокеров в последнем варианте есть свои минусы. Если часто будешь ходить в суд, то тебе создадут заградительные цены или будут чинить любые препятствия, чтобы не пускать на пост», — рассказывает С.Шкарупа. Однако «шансы обязать таможню принять цены участника ВЭД очень высокие. Мы выиграли все 16 судов из 16 по КТС и 12 из 17 по защите участников ВЭД от неправомерных действий таможни».

Выявить группу товаров, в отношении которых принимаются меры усиленного контроля, не представляет сложности. «Этим в ФТС занимается несколько управлений. Почти каждый месяц на таможни поступает документ – так называемые «Профили рисков». Он постоянно увеличивается и дополняется новыми товарами и кодами. На основании его ужесточаются проверки, и таможенники обслуживают такие грузы, транспортные средства, перевозящие их и участников ВЭД с большим пристрастием», — говорит C.Шкарупа.

В частности по результатам последних проведенных ФТС проверкам оформления товаров на таможенных постах Подольской и Московской Южной таможен под особое подозрение попали фруктовые соки, пищевые продукты, косметика, цемент, пластмассовые покрытия для пола, керамическая плитка, спортинвентарь, канцелярские принадлежности (в Подольской таможне), рыба, парфюмерия, предметы домашнего обихода, бумажная продукция, одежда, мягкие игрушки, рыболовные принадлежности, керамическая плитка, внешние теплообменные блоки и б/у контейнеры (в Московской Южной).
SeaNews


© 2008 - 2017
«WAYCARGO»
«Вэй карго»

Время работы - с 10:00 до 19:00
+7 (499) 899-61-88
info@waycargo.ru

Адрес: Москва, Волгоградский проспект, д. 26
Метро — Волгоградский проспект
Контакты и схема проезда