Что ждет таможню завтра

23.05.2011 Новости

Что ждет таможню завтра

В Закон РФ “О таможенном регулировании” планируется внесение более 95 изменений. Они уже направлены в Минэкономразвитие России и таможенные структуры Казахстана и Белоруссии. Начальник Аналитического управления ФТС РФ В. Ивин ответил на вопросы журнала “Таможня”, касающиеся изменений в сфере таможенной службы.

– Насколько кардинальные изменения в работе таможенной службы могу произойти к 2020 году? Какие были поставлены цели и задачи во время разработки Стратегии ФТС до 2020 года.

– Принятая Стратегия выступает составной частью общегосударственных программ, связанных с совершенствованием государственной деятельности в различных направлениях. Собственные стратегические документы в настоящее время разрабатываются различными министерствами. Большой объем поручений Правительства РФ и Президента РФ направлен на модернизацию экономику, а также усиленное внедрение инновационных методов во всех сферах государственной деятельности.

На фоне этих нововведений не может оставаться в стороне и ФТС. Сегодня разработан ее собственный стратегический план, определяющий основные векторы развития до 2020 года. В основу Стратегического плана положены уже существующие достижения таможенной службы. Кроме того, в ней отражены поручения Правительства и Президента РФ, сделанные в течение последнего времени с учетом основных целей и задач, которые государство ставит перед собой в сфере внешней торговли.

Стратегия никоим образом не предполагает изменения в самой природе таможенного контроля. Между тем, механизм реализации, а также эффективность осуществления таможенного контроля должны максимально полно удовлетворять потребностям общества. В таможенной службе должен быть такой набор механизмов, с помощью которого можно было бы менять приоритеты в деятельности в зависимости от реалий времени.

В связи с этим основные направления Стратегии состоят в формировании универсальных инструментов и достижении высоких показателей эффективности работы ФТС. Необходимо достичь надежного выполнения всех современных задач, а также тех задач, которые могут быть поставлены перед ФТС в ближайшем будущем.

Среди таких задач выделяется внедрение системы электронного декларирования, электронного документооборота. Со временем электронное декларирование должно обрести обязательный характер. Таким образом, вся необходимая для принятия решений о выпуске информация должна предоставляться в электронном виде. В перспективе должна произойти отмена бумажных документов и прекратиться контакт между участниками ВЭЖ и должностными лицами таможни.

Часть информации будет признана избыточной, в связи с чем ее предоставление будет отменено. Оставшаяся часть будет предоставляться в структурированном электронном виде. Кроме того, будет сформирован коммуникативный канал между органами таможни и декларантами в целях выяснения текущих вопросов в процессе декларирования продукции.

– Что еще станет обязательным?

– По мнению ФТС обязательным должно стать предварительное информирование. Так, начиная с 1 января 2010 года, предварительное информирование обрело обязательный характер в странах Евросоюза.

Также важнейшим направлением развития таможенного контроля выступает предварительное декларирование, предполагающее наличие не только предварительной информации о товаре в момент его прихода, но и подачу декларации, уплату платежей. Такой подход позволит оставить после прихода товаров лишь небольшой объем работ, направленных на завершение таможенного декларирования.

Безусловно, будут интенсивно развиваться Центры электронного декларирования. Их начали создавать в этом году. На эти центры будет возложена реализация большей части нововведений. Помимо технологических доработок, центры будут корректировать приоритетные виды деятельности ФТС РФ в рамках выполнения поручений Правительства и Президента России.

Особое внимание будет уделено стимуляции развития экспорта, уменьшению административных барьеров, развитию интеграции с государствами Таможенного союза, упрощению ряда процедур. Задача ФТС состоит в обеспечении максимально эффективной деятельности Таможенного союза с целью перехода на новый уровень интеграции – создания единого экономического пространства.

Необходимо отметить, что цели Стратегии находятся в соответствии с целями модернизации бюджетного процесса. В настоящее время происходит изменение этого процесса в целях его соответствия принципам обеспечения более эффективной отдачи от инвестиций бюджетных средств. Таким образом, бюджетные средства будут выделяться на содержание государственного аппарата не по принципу планирования, а для решения основных государственных задач. К настоящему моменту определен набор функций и задач, выполняемых государственным аппаратом.

Под решение каждой задачи создается индивидуальный комплекс мероприятий, который оценивается на предмет необходимого количества денежных средств. Тем самым, финансирование будет выполняться не под содержание, а именно под решение определенных задач.

– К каким новым формам взаимодействия с участниками ВЭД обязывает таможенную службу ФЗ “О таможенном регулировании в РФ” в рамках разработки Стратегии?

– Неотъемлемой частью работы над стратегией, безусловно, выступает определение эффективных механизмов взаимодействия с бизнесом, учета его интересов, обсуждение актуальных проблем развития таможенного контроля с непосредственными участниками этого процесса.

Очень важно, чтобы все проблемы в области таможенного контроля обсуждались с учетом интересов бизнеса и государства таким образом, чтобы обеспечить безопасность и законность внешней торговли, и отсутствие административных барьеров для бизнеса. В настоящий момент предполагается развитие взаимосвязей по нескольким направлениям: общение в рамках встреч и конференций, налаживание обратной связи посредством Интернет, регламентное общение.

В том числе, будет разработан порядок взаимодействия ФТС с наиболее значимыми структурами бизнеса, среди которых РСПП. Также планируется подготовка регламента для постоянного взаимодействия бизнеса и государства с привлечением экспертов, изучением всех сторон внешнеэкономической деятельности. Причем это будет выполняться не только в рамках ФТС РФ, но и за счет формирования рабочих групп, а также постоянного канала связи. Все это позволит систематически совершенствовать нормативное регулирование таможенной деятельности.

– Как реализуется Концепция переноса таможенного оформления на участках, находящихся вблизи государственной границы России?

– Данная концепция реализуется не на всех участках с той скоростью, которую хотелось бы видеть, но процесс идет везде. Так, вблизи государственной границы находится 24 крупнейших и наиболее загруженных пунктов пропуска. К настоящему моменту тут уже создано 26 терминалов, в которых располагаются таможенные органы, и происходит декларирование. Так объемы декларирования в Выборгской, Смоленской и Брянской таможнях увеличились в 2010 года на 200%. Благодаря этому увеличились бюджетные отчисления на местном уровне, а также образовались новые рабочие места. Кроме того, все это способствует развитию инфраструктуры.

Вместе с тем, наблюдаются некоторые задержки по обязательствам при создании инфраструктуры, необходимой для размещения на приграничных участках. Задержка реализации Концепции в этой части связана с тем, что ФТС РФ не удается найти взаимопонимания с Министерством финансов России.

Несмотря на наличие прямого правительственного поручения и поддержки со стороны всех заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, Министерство финансов России занимает позицию, не позволяющую ФТС РФ реализовывать проекты в рамках Концепции в связи с отсутствием финансирования.

Стоит отметить, что часть Концепции, взятой на себя бизнесом, уже реализована во многих отношениях. Так, введены в действие сооружения, здания, склады, которые необходимы для работы и размещения сотрудников таможенной службы.

Помимо этого поставлены необходимые технические средства таможенного контроля, для обслуживания которых выделены дополнительные сотрудники. Вместе с тем, таможенники, несущие службу в приграничных областях, сталкиваются с целым рядом трудностей. Основными из них являются отсутствие жилья, социальной инфраструктуры, торговых объектов и т.д. Несмотря на эти трудности, ФТС возлагает некоторые надежды на Государственную пограничную комиссию, заседание которой состоится в июне 2011 года.

– С 1 июля 2011 года, когда в пунктах пропуска останутся лишь две службы: таможенная и пограничная, ожидаются существенные изменения в пограничном режиме. Что именно изменится в работе таможенной службы?

– В этом смысле можно говорить о появлении у таможенных органов новых функций, которые будут выполняться в пунктах пропуска. Это делается для того, чтобы сохранить целостность контрольного процесса. Дело в том, что реализация закона предполагает выполнение контроля двумя службами: пограничной и таможенной. Пограничная служба, помимо своих основных задач, будет также выполнять миграционный контроль. Обязанности таможенной службы пополнятся выполнением транспортного контроля, а также ветеринарного, фитосанитарного и санитарно-карантинного.

Все это должно способствовать уменьшению общего времени нахождения транспортных средств в пунктах пропуска. Безусловно, увеличится и перечень мероприятий, выполняемых таможенными сотрудниками, ведь на них будут возложены дополнительные обязанности. В связи с этим в настоящий момент идет процесс подготовки. В тесном взаимодействии с другими органами государственного контроля ведется подготовка соответствующих документов Правительства РФ, направленных на реализацию закона.

– Могут ли уже в этом году быть внесены изменения в ФЗ “О таможенном регулировании в РФ” и Таможенный кодекс Таможенного союза? Какого рода изменения могут произойти?

– Как показала практика, предложения по внесению изменений, корректировок, дополнений на законодательном уровне начинается почти сразу после того, как новый закон вступает в силу. И законодательные акты, регулирующие таможенную сферу, не являются исключением из этого правила.

Стоит отметить, что Таможенный кодекс принимался в сжатые сроки. В связи с этим ФТС РФ практически не имела возможности доработать законодательный акт, даже обнаружив принципиальны и глубокие разногласия среди государств-участников ТС по целому ряду вопросов. За тот период времени, когда участники ТС были независимыми странами, в каждой из них сложились свои взгляды на правоприменительную практику, сформировались собственные традиции, в том числе и в сфере таможенного администрирования. В связи этим выполнить синхронизацию подходов к тем или иным вопросам в кратчайший срок не представляется возможным.

Вопросы, которые удалось решить быстро, были приняты в Таможенный кодекс. Вместе с тем, вопросы, которые в тот момент не удалось согласовать, реализованы в Таможенном кодексе в качестве отсылочных норм на решения КТС, международные договоры и законодательства стран-участниц. Но это не решило проблему, поэтому Таможенному союзу еще есть над чем работать. В связи с ограниченным сроком подготовки документации, ФТС РФ считает необходимым внесение изменений, направленных на унификацию деятельности в рамках Таможенного союза. Для этого следует исключить ссылки на национальное законодательство и законодательные акты Таможенного союза.

Максимальное количество норм должно обрести характер норм прямого действия. В связи с этим ФТС инициировала в Комиссии таможенного союза начало обсуждений на предмет корректировки Таможенного кодекса.

Это длительный процесс, и внести необходимые изменения в Таможенный кодекс ФТС РФ, скорее всего, в этом году не успеет. Несмотря на это ФТС уже подготовила пакет изменений, состоящий из 95 поправок, и направила его в таможенные структуры Казахстана и Белоруссии, а также Министерства экономического развития РФ. Инициативы ФТС России поддержаны коллегами по Таможенному союзу. Предложения, подготовленные ФТС широко обсуждаются представителями бизнес-сообщества. В настоящий момент ожидается принятие решений о формировании рабочей группы и начале работы КТС. Ее запуск намечен уже в этом месяце.

Предложения о внесении поправок в ФЗ “О таможенном регулировании в РФ” начали поступать практически сразу после его вступления в силу. По всей видимости, в этом году предполагаемые изменения будут обсуждаться в Государственной думе. Существует ряд предложений, основанных на поручениях Президента России, которые требуют скорейшей реализации. Вместе с тем, такие изменения нельзя назвать масштабными в сравнении с пересмотром Таможенного кодекса, где предполагается пересмотр ряда норм в целях превращения их в нормы прямого действия. В таком случае закон, вероятно, будет дополнен рядом новых норм, основанных на поручениях Правительства и Президента РФ. Что касается глобального пересмотра законодательного акта, то этого ожидать не следует.

– Как обстоит дело в вопросе формирования Коллегии таможенных служб из государств-участниц Таможенного союза?

– ФТС России обычно принимает активное участие в вопросах, связанных с таможенным контролем в рамках КТС. При этом мы всегда находим взаимопонимание с коллегами из Казахстана и Республики Беларусь. В случае рассмотрения сложных вопросов, мы стремимся подготовить к заседанию КТС уже сформировавшееся единое мнение таможенных служб.

В настоящий момент создание Объединенной коллегии служб таможенного контроля идет недостаточно быстро. В настоящий момент решение вопроса находится на стадии регламентного процесса.

По большому счету, в России и Республике Беларусь уже завершены все процедуры, необходимые для создания этой организации. Вместе с тем, в Казахстане существует ряд сложностей, вызванных возражениями рядом других государственных органов. В связи с этим выполняются разъяснительные работы, требующие дополнительных временных затрат. Несмотря на то, что руководители таможенных ведомств РФ, РБ и Казахстана ежемесячно встречаются и обсуждают актуальные проблемы. Однако хотелось бы придать данному процессу более организованный характер, поэтому мы надеемся, что Объединенная коллегия все же будет создана в этом году.

– Войдут ли в Таможенный союз новые участники? Судя по всему, Киргизия выражает готовность вступить в ТС осенью этого года. Не исключает такой возможности для себя и Украина.

– Затрудняюсь в ответе на этот вопрос, поскольку вступление в Таможенный союз новых членов не относится к компетенции ФТС РФ. Служба, безусловно, принимает участие в этом процессе совместно с другими ведомствами и министерствами, однако о конкретных сроках нам не всегда известно.

В настоящий момент в Киргизии действительно действует рабочая группа, рассматривающая вопрос присоединения к ТС. Ее задачи состоят в определении существенных условий такого вхождения. В качестве основных экспертов в этом отношении выступают Министерство экономического развития РФ и Министерство иностранных дел РФ. Стоит отметить, что условия вступления Киргизии и России в ВТО различны.

Начиная с 2010 года, активировалось и таможенное сотрудничество с Украиной. Можно отметить хороший диалог с украинской стороной. Нам удается найти взаимопонимание при обсуждении практически всех вопросов. Тем не менее, вступление в Таможенный союз – это политический вопрос, который не может быть решен лишь на уровне таможенных служб и министерств. Если будет принято соответствующее политическое решение, то вопрос о вступлении Украины в Таможенный союз будет решен еще до конца этого года.

Однако возможное вступление Украины в ТС связано с рядом проблема. Дело в том, что Украина участвует в ВТО, куда вступала, взяв на себя ряд обязательств. Например, на территории Украины действуют некоторые договоренности об особых условиях торговли, которых нет у России.

Безусловно, при вступлении в ТС новых участников, возникнет ряд проблем. Однако любые проблемы решаются при наличии соответствующей политической воли.

– Как складываются взаимоотношения между участниками Таможенного союза в настоящий момент?

– Постоянно и на всех уровнях происходит взаимодействие между участниками. Ежемесячно проводятся встречи руководителей таможенных ведомств, а также встречи их заместителей, начальников управлений, экспертов по различным вопросам, связанных с таможенным контролем. При необходимости выезда на место, это происходит сразу же в целях оперативного решения всех проблем.


© 2008 - 2017
«WAYCARGO»
«Вэй карго»

Время работы - с 10:00 до 19:00
+7 (499) 899-61-88
info@waycargo.ru

Адрес: Москва, Волгоградский проспект, д. 26
Метро — Волгоградский проспект
Контакты и схема проезда